Как остановить тотальное воровство в стране? Как вывести из тени миллиарды финансовых средств, которые сегодня прячут украинцы, не желая платить налоги? Почему в Украине вопросами коррупции и хищений сегодня занимается сразу несколько силовых ведомств, но результаты этой работы еще очень далеки от совершенства?
Cможет ли решить эту проблему создание финансовой полиции — самого действенного инструмента борьбы с экономическими преступлениями во всем цивилизованном мире. И самое главное — как нам побороть коррупцию?
Свои ответы на эти вопросы представил общественности Вадим Мельник — многолетний главный финансовый следователь страны, экс-начальник Главного следственного управления финансовых расследований Государственной фискальной службы Украины.
Сегодня Вадим Иванович — один из самых признанных экспертов в вопросах борьбы с экономической преступностью. Он — автор научного проекта «Концепция противодействия экономической преступности в контексте обеспечения экономической безопасности Украины и определения места органа финансовых расследований в этом процессе».
В основе этого документа лежат предложения по организации в Украине службы финансовых расследований. Органа, благодаря которому, в Европе и США удалось победить воровство, коррупцию и сокрытие налогов. Службы, перед которой все равны — актеры и политики, спортсмены и президенты.
— Вадим Иванович, не секрет, что уровень преступности в отечественной экономике последних лет стал просто катастрофическим. «Налоги платят только трусы» — этим изречением руководствуются десятки тысяч так называемых «предпринимателей», которые получают миллиардные доходы от теневых сделок. Контролировать их, по сути, некому. И это, как ни странно, устраивает многих даже больше, чем гипотетическое внедрение инициатив по снижению налоговой нагрузки. Получается, что тот же «Налоговый Майдан», который разразился в Украине после поправок в Налоговый Кодекс, захлебнулся по двум причинам. Первая — упорный отказ власти от реального диалога с бизнесом. И вторая, проистекающая из первой — бизнес, разуверившись в диалоге с властью, махнул рукой и ушел в тень.
А ведь это — колоссальные дыры в бюджете, бороться с которыми и была поставлена в свое время налоговая милиция. Но проработав почти 20 лет, в начале этого года она была упразднена. И что теперь? До чего в итоге дойдет ситуация, когда власть самоустраняется, и все, кто может, воруют практически безнаказанно? Может, уже пришло время бить в набат и говорить о прямой угрозе безопасности государства?
— Что касается теневых сделок, ухода бизнеса в тень. Мы говорим о теневом секторе экономики. Теневая экономика непосредственно наносит вред экономической безопасности Украины, в первую очередь бюджету страны. В различных источниках оценивается удельный вес теневой экономики порядка 40-50%. Считаю, что не совсем корректно говорить о конкретных размерах такого явления, на то она и теневая, что ее невозможно оценить. Поэтому к оценке теневой экономики в цифровом выражении отношусь философски.
Проблема состоит в другом. Первым основным негативным аспектом наличия такого явления является собственно непоступление от такой деятельности налогов в бюджеты разных уровней. Вторым — зарождение и существование недобросовестной конкуренции на рынке Украины.
С первым все понятно. Что касается второго аспекта, остановлюсь чуть подробнее. Субъект, который проводит свою деятельность в тени, не платит налоги, что позволяет ему формировать предложение по продаже товара или услуг по более низкой цене. Этим он создает себе более благоприятные условия. Субъект, который проводит свою деятельность полностью легально, не выдерживая таких условий, или уходит с рынка, закрывается, увольняет персонал, или же тоже ищет возможность частично или полностью уйти в тень.
Это явление также напрямую негативно влияет на инвестиционную привлекательность Украины. Официально импортированный товар на порядок дороже аналогичного товара, завезенного контрабандным путем. Покупают товар по более низкой цене, то есть, неофициально завезенный. Налоги от такой деятельности не уплачены, конкурент вытеснен с рынка.
Чтобы с этим явлением бороться, необходимо разработать и запустить механизм детенизации экономики, это довольно серьезный и трудоемкий комплекс мероприятий. Такую задачу и необходимо в первую очередь ставить органу, на который будет возложено обеспечение экономической безопасности Украины.
— Многие политики, которые отстаивали идею уничтожения налоговой полиции, говорили, что она себя не оправдывает. Мол, государство расходует на ее содержание больше, чем она возвращает в бюджет. Так ли это?
— Политики оперируют цифрами, которые получают из официальной государственной статистики. Это показатель взысканных в бюджет денежных средств в качестве возмещения ущерба по направленным в суд уголовным производствам по фактам умышленного уклонения от уплаты налогов. По результатам 2015-2016 годов, такой показатель в налоговой милиции был на уровне порядка 700 млн. грн. ежегодно. Проведя анализ такой статистики по результатам работы других правоохранительных органов (СБУ, прокуратуры, МВД), можно получить вывод: удельный вес показателя налоговой милиции составляет порядка 65%.
Почему такие вопросы не задаются другим правоохранительным органам? И так ли уж много тратит государство на содержание налоговой милиции, если средняя заработная плата порядка 3-5 тысяч гривен?
Но ставить вопрос по эффективности работы налоговой милиции можно и надо. И не их в этом вина. Новые реалии повседневной жизни диктуют необходимость внедрения новых методик организации работы.
— Вполне очевидно, что теневая экономика существует в нашей стране только благодаря коррумпированным чиновникам и правоохранителям, которые за взятки привыкли на все закрывать глаза. Что Вы можете сказать о работе Национального антикоррупционного бюро Украины — главного сегодня антикоррупционного органа в стране? И могла бы реформированная налоговая полиция более эффективно, чем НАБУ, бороться с коррупционным бепределом?
— Что подразумевает под собой теневая экономика? Первое — криминальные технологии, второе — криминальную инфраструктуру. С технологиями все понятно. А вот криминальная инфраструктура создана для обслуживания криминальных технологий и включает в себя коррупционный сегмент. Теневая экономика не может существовать без коррупционного прикрытия. Таким образом, как раз такое явление и продуцирует коррупцию. В свою очередь, чиновникам с целью незаконного обогащения выгодно существование теневой экономики.
НАБУ — это орган, который ведет борьбу с коррупционными правонарушениями. Его задача — противодействовать коррупционным правонарушениям, которые несут угрозу национальной безопасности Украины. Оценивать работу НАБУ не в моей компетенции, но учитывая коррупционную связь чиновника и субъекта, ведущего незаконную хозяйственную деятельность, как раз совместная работа этого органа с налоговой милиции может дать положительный результат. Налоговая милиция, проводя борьбу с теневой экономикой, в том числе борется и с коррупционной составляющей.
Что касается методов борьбы, то их необходимо менять. На сегодняшний день эффективность работы налоговой милиции недостаточна.
— Как известно, во многих развитых странах мира именно фискальная полиция является непререкаемым авторитетом, который жестко и полномочно отстаивает интересы государственной казны. Почему, например, для тех же фискалов в Соединенных Штатах не является авторитетом даже голливудский актер Николас Кейдж, не заплативший вовремя налоги, а у нас даже декларации чиновников с миллионными объемами указанной налички — это просто повод в очередной раз похихикать? Дело в чем? В изменении социального сознания? Или в боязливом нежелании верхних эшелонов власти внедрять передовой европейский опыт?
—Действительно, частично это наша ментальность, боязнь «зацепить высокопоставленного человека» с серьезными связями и влиянием. Также это относится и к одиозным предприятиям и финансово-промышленным группам. Но мы обязаны вычислять коррупционный сегмент. А иначе – грош нам цена. Не должно быть исключений ни для кого. Надо обеспечить существование равных условий ведения бизнеса.
В этом случае мы и говорим о внедрении передового европейского опыта выявления и расследования преступлений, посягающих на экономическую безопасность страны.
Действительно, более эффективно работают правоохранительные органы европейских государств. Их успешность обусловлена и менталитетом, и высоким уровнем заработных плат. Но также — использованием передовых технологий при выявлении и расследовании преступлений. Такие методики уже сами по себе предусматривают уменьшение влияния человеческого фактора, что снижает коррупционные риски.
Почему передовой европейский опыт изучается и внедряется не так активно? Возможно, для этого есть причины финансового и кадрового обеспечения, а возможно и нежелание.
— Вы являетесь автором концепции создания Службы финансовых расследований — документа, который уже получил много позитивных откликов в экспертной среде. Расскажите о принципах, лежащих в его основе, и о конкретной пользе государству, которую может принести предлагаемая Вами реформа.
— Да, в 2016 году кандидатом юридических наук, доцентом Некрасовым Вячеславом Анатольевичем, который выступил в соавторстве с доктором юридических наук Корыстиным Александром Евгеньевичем и мной, разработана и издана «Концепция противодействия экономической преступности в контексте обеспечения экономической безопасности Украины и определения места органа финансовых расследований в этом процессе». В этой концепции нами предложены следующие базовые положения: полное изменение философии выявления и расследования экономических преступлений. Эта философия подразумевает совершенно другой алгоритм, чем тот, который существует сегодня.
Первым этапом идет сбор информации путем аналитического исследования массивов данных о различных фактах, которые могут иметь значение. Второй этап — это оценка компетентными специалистами собранных данных на предмет нарушений законодательства, на основе которой делается соответствующее заключение и только после этого ставится вопрос о внесении в ЕРДР сведений о совершении уголовного преступления. В ходе анализа проводится оценка не конкретного субъекта, а явления, которое негативно влияет на экономическую безопасность. И только установив, что в результате такой деятельности наносится ущерб, мы можем ставить вопрос о конкретном субъекте, допустившем такое нарушение.
То есть, изменение философии и состоит в том, что — проще говоря — на предприятие сразу никто не идет, а сначала изучается явление в определенной отрасли или сфере. И только потом задаются вопросы конкретном субъекту — и не одному, а всем, кто неправомерно использовал криминальную схему. Известно, что чем сложнее процедура, тем выше коррупционные риски, использование прогрессивной практики организации процесса расследования, разработка и запуск механизма детенизации экономики.
Мы не претендуем на какое-то признание или первенство в этом вопросе, мы просто изложили свое видение для повышения эффективности. Внедрение такой концепции предусматривает как повышение эффективности, так и снижение уровня коррупционности правоохранительного органа.
— Что в первую очередь необходимо для того, чтоб план создания в Украине полноценного института финансовой полиции все-таки был воплощен?
— Я считаю, что создание органа, призванного обеспечить экономическую безопасность Украины, — это одна из важнейших и безотлагательных на сегодняшний день реформ в правоохранительных органах. Что для этого необходимо? Политическая воля на создание такого органа, понимание его необходимости и консолидация всех политических сил для принятия соответствующих законов и изменений в законодательстве. Необходимо организовать разработку концепции такого органа, подготовку соответствующих законов и подзаконных актов, привлекая на подготовительных и первых этапах для работы нового реформированного органа европейских специалистов.
— Согласно Вашей концепции, Служба финрасследований должна быть структурным органом Министерства финансов, а не Миндоходов. Почему?
— Мы действительно рассматривали создание органа финансовых расследований в составе Министерства финансов Украины, а не в составе Государственной фискальной службы. Ведь ГФС превращается в орган с сервисными функциями, поэтому наличие в его составе службы, ведущей борьбу с преступностью, нелогично.
Почему тогда в составе Минфина? Исходя из задач, которые стоят перед министерством, и его полномочий. Ведь предполагается, что новосозданный орган по обеспечению экономической безопасности страны будет иметь полномочия по выявлению и расследованию преступлений в области публичных финансов — как их поступления в бюджет, так и их распределения. В этом и суть экономической безопасности Украины — стабильное состояние бюджета страны.
Но если учесть, что ведется борьба с теневой экономикой, которая прикрывается коррупционным сегментом, а такой сегмент может присутствовать в органах власти любого уровня, то необходимо рассматривать создание такого органа как независимого.
— И последний вопрос. Ваша концепция отдельно акцентирует внимание на очень интересном моменте. Та плачевная ситуация, которая есть сегодня в экономике государства, сложилась не в последнюю очередь из-за отсутствия настоящего патриотизма украинцев. По-Вашему, именно отсутствие реальной любви к своей стране и привело к тому, что большинству из нас «своя рубаха ближе к телу, а там — хоть потоп». Как же Вы, инициатор создания Службы финрасследований, предлагаете бороться с отсутствием веры в свой народ?
— Рецепта борьбы с показным патриотизмом, наверное, не существует. Заставить человека быть патриотом тоже невозможно. Что касается связи патриотизма с состоянием экономики, мое мнение, что эта связь прямая. Был у меня наставник, полковник Вооруженных сил Украины. Так он, передавая свои знания и опыт, говорил: каждому настоящему офицеру в жизни надо соблюдать принцип трех «П» — Профессионализм, Порядочность, Патриотизм, что помогло выстоять и победить во всех войнах. Может это и громко сказано, но в жизни работает.
Настоящий патриот всегда должен думать, в каком состоянии он передаст свою страну следующему поколению. Только это может подтолкнуть его к эффективной работе, которая будет приводить к постоянной позитивной динамике развития и экономики, и других сфер жизнедеятельности.